Михаил Христосенко: Нужно было как-то заработать, но работать не очень хотелось.

В твиттере наткнулся на ссылку на сайт openbusiness.ru с интересным интервью на.

Михаил Христосенко

Опытом создания бизнеса с нуля с поделился Михаил Христосенко, основатель одноименной «Студии Михаила Христосенко». Как правильно подметили в твиттере — хорошо быть Михаилом Христосенко.

Все интервью я приведу под катом, позволю себе пару моментов только выделить, которые неимоверно доставили.

Первым делом конечно же доставил ответ на вопрос «Как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес? В чем уникальность вашей идеи?»

Михаил Христосенко:

К мысли начать именно этот бизнес я пришел случайно. После окончания института нужно было как-то заработать, работать не очень хотелось. Решил попробовать сделать для какой-нибудь компании интернет-сайт. До этого у меня был опыт разработки пары простых сайтов в институте…

Честный ответ, нечего сказать. Не хочу показаться грубым, предлагаю самим посмотреть на некоторые работы студии Михаила Христосенко.

Еще один странный момент — вначале текста у студии было более 200 работ, а в конце — более 190. Оно конечно и то и то правда, ведь даже более 1 работы в данном случае будет истиной, но куда делось более 10 работ? :)

Но это все конечно стеб — заходите под кат, читайте интервью, делитесь впечатлениями.

В нем Михаил рассказывает, что рентабельность бизнеса студии при правильном подходе составляет 40-50%.

Мне кажется, что 50% это уже, простите, наё$%ка. И в сфере услуг, к которым относится создание сайтов, рентабельность в 30% вполне хороша. Предлагаю подискутировать на эту тему после прочтения.

Михаил, чем занимается ваша студия?

«Студия Михаила Христосенко» занимается разработкой и продвижением интернет-сайтов, разработкой фирменного стиля, консалтингом. На сегодняшний день у нас более 200 выполненных проектов, клиенты в 11 городах России.

Как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес? В чем уникальность вашей идеи?

К мысли начать именно этот бизнес я пришел случайно. После окончания института нужно было как-то заработать, работать не очень хотелось. Решил попробовать сделать для какой-нибудь компании интернет-сайт. До этого у меня был опыт разработки пары простых сайтов в институте.

В начале предложение ничем не отличалось от существующих – я предлагал разработку самых обычных сайтов. Сейчас конечно уникальность есть – мы перешли от понимания сайта, как «технической разработки», к «решению задач бизнеса». Мы все упростили, отбросили термины, предлагаем эксклюзивный, продающий дизайн.

А если посмотреть на отличия от конкурентов, с точки зрения построения бизнеса – то мы просто научились очень хорошо продавать свои услуги.

Уникальности идеи никакой не было – все было просто. Я считаю, что уникальность для первого проекта не нужна.

Сколько времени заняла реализация идеи?

От первых самостоятельно созданных проектов прошло 5 лет. Хотя бизнесом в нормальном понимании этого слова – проект стал 3 года назад.

Как вы воплощали идею от ее замысла до конечной реализации?

Ничего в бизнес не знал и не умел, ничего не было. Решил просто позвонить в случайные фирмы и предложить. На первый же день договорился об одной встрече.

Это был первый проект, делал я его полностью сам.

На третьем проекте я понял, что делать сам не буду, потому что получается долго и не очень профессионально. Привлек сотрудника, а сам занимался продажами. Это был первый ключевой шаг.

Офиса у нас не было. Ездил на встречи самостоятельно. Если требовалось встретиться в «нашем офисе» — тогда встречались в офисе рекламного агентства, с которым предварительно договорились. Юрлицом, счетом и бухгалтерией пользовались тоже от этой фирмы.

Затем я занимался удвоением своей производительности и сумел увеличить количество совершаемых мной звонков в два раза. Несложно догадаться, что это привело к удвоению оборота.

Следующим ключевым шагом стал прием на работу менеджера по продажам.

В конечном итоге появился свой офис, несколько менеджеров по продажам, штатные программисты и дизайнеры, своя рубрика в деловой газете, публикации в ведущих российских бизнес-журналах, книга, рассылка, несколько проведенных бизнес-семинаров…

Во сколько вам обошелся старт проекта?

Для старта никаких денег не понадобилось. Это был в чистом виде бизнес с нуля.

Многие задумываются об открытии собственного бизнеса, но далеко не все в итоге его открывают: останавливает страх неопределенности, нестабильности, высокие риски и пр. Легко ли вам далось решение стать предпринимателем?

Я не принимал как такового решения стать предпринимателем. Я просто попробовал. Было некомфортно, непонятно, но я попробовал. Получилось.

Рисков никаких нет – если не бежать сломя голову покупать первый попавшийся товар, тратить деньги на открытие юрлица, офис, сотрудников, рекламу и т.д.

В начале нужно продать. Самому. И понять нужно это кому-то или нет.

С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?

Все сложности в конечном итоге связаны с сотрудниками – как их найти, как выбрать, как обучить. Потом они «тупят», заваливают проекты и т.д.

Окупили ли вы свои первоначальные вложения?

Конечно окупил, ведь вложений никаких и небыло.

Что вы можете сказать о рентабельности этого бизнеса?

При правильном подходе – рентабельность должна составлять 40-50%. Лично мне при меньшей рентабельности делать этот бизнес было бы не интересно. Именно поэтому у нас эксклюзивные проекты, а не сайты-дискаунтеры.

Рентабельность в конечном итоге зависит от умения продать дорого и сделать хорошо. Полный бред – что надо продавать дешевле, чтобы привлечь побольше клиентов. Нужно продавать дороже, и правильно объяснять это клиентам.

Как вы продвигаете свои услуги? Назовите основной канал продвижения. Как у вас выстроена сеть продаж?

Существует 3 основных канала продвижения услуг моей компании. Это: городской электронный бизнес-справочник, клиенты с сайта, работа менеджеров активных продаж.

Каждый из этих каналов обеспечивает примерно одинаковый процент заказов.

Также мы проводим семинары, выпустили бизнес-книгу, ищем партнеров. Часть клиентов приходит по рекомендациям предыдущих.

В конечном итоге все заявки стекаются к менеджерам по продажам, которые консультируют клиентов, делают продажу и заключают договора.

Занимаетесь ли вы прямыми продажами, предлагая свои услуги напрямую компаниям и т.п?

Да. Хотя этот способ скоро себя отживет и за своей низкой эффективности. Но пока он есть, мы им пользуемся. Нужно обязательно иметь четко прописанный сценарий телефонного разговора, тогда все получится.

Из каких сотрудников состоит штат вашей компании? Как вы подбирали ключевых сотрудников? По какой схеме оплачивается их труд?

Штат состоит из менеджеров по продажам, программистов, дизайнеров, верстальщика. Ключевых сотрудников отбирал из знакомых. Сейчас понимаю, что это ошибка. Во-первых, ключевых сотрудников быть не должно, во-вторых, работать со знакомыми, друзьями и родственниками нельзя.

Продавцы, конечно же есть. Я взял одного готового, второго взял совершенно без опыта и сам обучил. Результаты – одинаковые. Хотя все же склоняюсь к тому, что обучать самому человека без опыта – правильнее.

Труд менеджеров по продажам оплачивается по схеме – небольшой оклад плюс хорошие проценты.

Очевидно, за время работы вы перепробовали различные способы рекламы. Какие рекламные носители доказали свою эффективность, а от каких вы в итоге отказались?

Любая имиджевая реклама – оказалась совершенно неэффективной. Пользуемся контекстной рекламой, и рекламой в городском электронном справочнике компаний. Вот и все.

Мы никогда не пользуемся такой рекламой, в которой не представляется возможным замер ее эффективности.

Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?

Перспективы развития простые – выход на российский и зарубежный рынок, увеличение качества и стоимости услуг, работа с социальными сетями. Ну и увеличение количества сотрудников, конечно.

Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе?

К конкуренции нужно относится трезво. В городе у нас больше 50 студий, и бесконечное количество студентов, предлагающих разработку сайтов. 48 компаний делают дешевле или значительно дешевле чем мы.

Мне все равно.

Никогда компания, не сможет владеть большей частью рынка. ВСЕГДА будут конкуренты и всегда кто-то будет у них покупать.

Не нужно тратить свою энергию и время на сравнение себя с конкурентами. Нужно стараться быть хоть в чем-то лучше. Даже если будет просто «отношение к работе» — это будет хорошо.

Какие советы вы могли бы дать новичкам, только планирующим открывать свой бизнес?

Советы я хочу дать следующие:

1. Не откладывать. Действовать прямо сейчас.
2. Не тратить время на придумывание идеи. Составьте список из вариантов, вычеркните из него все кроме и одного и начинайте.
3. Не спешите что купить. В начале попробуйте продать. И только потом принимайте решения о покупке.
4. Не спешите снимать офис, покупать мебель, технику и т.д. В начале можно договориться с любой компанией об использовании их офиса в случае необходимости. Появятся деньги – снимите свой.
5. Не надо ничего боятся и усложнять. Пробуйте.
6. Если чего не знаете или не умеете – пробуйте.

Поделиться

Михаил Христосенко: Нужно было как-то заработать, но работать не очень хотелось.: 13 комментариев

  1. Rustam Shadjalilov

    Он видно малость лукавит, он пробовал поработать после института, вложить деньги в металлообработку, но видно не сложилось, теперь всё продаёт втихоря от веб-общественности :)
    http://sale.hmskemerovo.ru/

    После этого перешёл на философию невкладывания денег на начальном этапе :)

    Пробовал CRMку продавать
    http://crm.hmskemerovo.ru/

    Ну а теперь он явно нашёл своё призвание.

    Только вот на сайте его веб-студии телефон везде свёрстан картинкой >_<
    Ну а попытка проверить домен вообще выдаёт ошибку, что на основном сайте, что на временном:
    http://hmskemerovo.ru/index.php?p=hosting
    http://temp.hmskemerovo.ru/index.php?p=hosting

    Кстати, интервью видно годовой давности, там говорится про 6 лет опыта, а на сайте уже 7.
    И число проектов выросло до 300 :)
    1 год +100 проектов = Проект за 4 дня ? :)
    И конечно же все «дорогие эксклюзивные»

    Кстати, думаю все уже прочитали супер-книгу? Если нет, то срочно читать
    http://book.hmskemerovo.ru/SITE_SECRETS_HRISTOSENKO.pdf

    P.S. Подскажите, что за странный раздел сайта студии?
    http://hmskemerovo.ru/?p=links&rz=a
    Неизвестный мне способ SEO-оптимизации? Или у них тупо сайт взломали?

    P.P.S. А тут скидка на услуги студии в 2000 р. и ссылки на порнуху в самом низу :) Ну и ругонь Хрома на iframe с вредоносным содержимым :)
    http://inside.hmskemerovo.ru/

    Thumb up 0 Thumb down 0

  2. Илья Горбаров Автор записи

    Вот вы злыдни =)

    Вместо того, чтобы искать скрытые ссылки, могли бы и про рентабельность поговорить.

    Thumb up 0 Thumb down 0

  3. Константин

    Рустам, вы мой герой. Бесстрашный герой-исследователь. Я по сайту Миши боюсь ходить, не завернувшись в презерватив в человеческий рост, как в «Голом пистолете».

    Thumb up 0 Thumb down 0

  4. Константин

    Илья, а чего тут обсуждать? Продают сайты за столько, за сколько покупают. Кто дороже продает и при этом экономит на разработке, у того выше маржа. И качество на цену не влияет совершенно. Все решают понты и наглость. Я только в прошлом году начал чувствовать рынок, замечать, что нашу работу ценят, нас уважают как профессионалов, и начал наконец-то выставлять адекватный нашей работе ценник. До этого рынок был просто не готов. Ну или мне так казалось. Не было людей, которые бы понимали, чем наша работа отличается от. Не будем показывать пальцами.

    И при этом до маржи и какой-то там рентабельности нам еще очень далеко. И точно не при таргетинге на Кемерово.

    Thumb up 0 Thumb down 0

  5. Борис Бритва

    Ничего не понимаю! Почему Михаила до сих пор не прописали на сайте http://ac-marketing.ru/about/about.html он же их сотрудник после поглощения, я читал об этом у вас на сайте.

    Thumb up 0 Thumb down 0

  6. Илья Горбаров Автор записи

    Плохо читали;)

    Там не поглощение, а совместное агенство создается.

    Thumb up 0 Thumb down 0

  7. Илья Горбаров Автор записи

    Заходите к нам еще ;)

    Thumb up 0 Thumb down 0

  8. Денис

    Читал, помню))) Прикольно вот это:

    На третьем проекте я понял, что делать сам не буду, потому что получается долго и не очень профессионально.

    Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *